Гридь Оксана Васильевна, воспитатель
Сообщение «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Родной язык играет важную роль в восприятии окружающего мира и является средством общения. Речевое развитие в дошкольном возрасте является основным аспектом личностного развития ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка. Овладение речью способствует установлению взаимоотношений между людьми, а ее несформированность у детей, приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Высоким остается процент дошкольников, у которых имеются смешанные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, и именно поэтому они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста включают в себя: - Понимание речи – развитие понимания смыслового содержания речи окружающих; с ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ему) и будущих событиях. - Способность подражать - дети легко воспроизводят услышанные стихи, песенки. - Словарь – в словарный состав входят все части речи (кроме деепричастий и причастий); объем словаря быстро растет: к трем года 1000 – 1500 слов. - Грамматический строй речи – дети начинают говорить сложными фразами, появляются сложные предложения, хотя не всегда правильные. - Связная речь – речь становится основным средством общения, опираясь на вопросы взрослого может передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них); в состоянии воспроизвести речь взрослого, непосредственно к нему не обращенной. - Интонация – речь становится более эмоциональной. - Артикуляция – произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих. С двух до трёх лет идёт особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному: одни малыши произносят отдельные фразы, другие - мычание и указывание пальчиком, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребёнок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причём не односложно. Именно ранний возраст наиболее благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для побуждения интересов ко всему, что нас окружает. Для детей младшего дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. А дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь. Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается с игровой. Цель моего опыта является развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через введение в работу дидактических игр. Задачи: - обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; - активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения; - обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; - способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре; - формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; - формировать понимание речи окружающих без наглядного сопровождения; - формировать способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы; - поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает); - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними; - формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста. Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей деятельности: 1. Создание развивающей предметно - пространственной среды, для развития связной речи младших дошкольников через дидактические игры. 2. Организация работы по развитию речи с детьми с помощью дидактических игр. 3. Взаимодействие с педагогами ДОУ, с родителями дошкольников. Для решения поставленных задач использовала следующие принципы использования дидактических игр в первой младшей группе: · Принципсистемности (предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр – «от простого к сложному» (по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам). · Принципповторности. (обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза). · Принципнаглядности (представлен в предметах, в картинках, изображающих предметы и действия с ними). · Принципдобровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка). · Принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка). · Принципдоступности (соответствие возрастным особенностям, обучение в более медленном темпе). · Принципвоспитывающего обучения (решаются воспитательные задачи). · Принципиндивидуализации (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка). · Принцип развивающего обучения (учет «зоны ближайшего развития»). · Принцип мотивированности (мотивация, активность и интерес); · Принцип проблемности (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности) · Принципинтегрированности (взаимосвязь всех разделов программы) · Принциппсихологической комфортности (создание спокойной, доброжелательной атмосферы). Организовывая дидактические игры (любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия) использовала 3 основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, соответствие программным требованиям и возрастной группе: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов. определение наиболее удобного времени проведения игры. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, такое место отводят в групповой комнате или на участке. определение количества играющих (вся группа, подгруппы, индивидуально). подготовка необходимого дидактического материала для игры (игрушки, предметы, картинки). подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни. перед началом игры важно вызвать у детей интерес к ней и желание играть. Для этого используют загадки, считалочки, сюрпризы, интригующий вопрос, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше.Проведение дидактических игр включает : · ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. · объяснение хода и правил игры, педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил. · показ игровых действий, педагог учит детей правильно выполнять действие. · определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, участвуя в игре, педагог направляет действия играющих. Подведение итогов игры: · в конце игры педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В работе с детьми 2-3 лет по развитию речи я использовала следующие методы: - Словесный (разговоры, беседы, рассматривание картин, подсказывание, пояснения, использование художественного слова, речевой образец (доступный по содержанию и форме); повторное проговаривание (звука, слова, фразы) с целью запоминания; объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действий; указания (разъясняю способы действий); вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний) - Наглядный (наблюдения, рассматривание игрушек, предметов, иллюстраций, картин). - Игровой (разные виды дидактических игр: обыгрывание игрушек, предметов, словесные игры, настольно-печатные, развивающие игры). - Практический (упражнения, игровые ситуации, совместные действия взрослого с ребенком, выполнение поручений, экспериментирование, развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика). В зависимости от материала использовала в работе с детьми 2-3 лет для развития речи три вида дидактических игр: Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Настольно - печатные игры, так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Различные виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, учат классифицировать их (мебель, одежда, овощи и т. д., их качествами и свойствами). Другие уточняют представление о сезонных изменениях в природе, о различных профессиях. Словесные игры – в них не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому более сложные, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют, и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания. А так же эффективным средством развития активной речи у детей раннего возраста являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это педагогическое средство, обладающее развивающим эффектом, сущность которого состоит в том, что действия пальчиковых игр стимулируют нервные окончания пальцев, которые в свою очередь воздействуют на его мозг. Пальчиковые упражнения активизируют соответствующие центры в головном мозге, развивают речь, творческие способности, фантазию. Дидактические игры использую на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, так как это эффективное средство обучения, так же они могут быть составной частью занятия. Дидактические игры можно использовала во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировала на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависело от дидактической задачи игр. Я начала работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети постепенно стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Для развития речи детей 2-3 лет использовала специальные дидактические игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключалось в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи, это: 1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными; 2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием и названием (найдите, покажите, принесите, назовите); 3. Разнообразные имитационные упражнения, пальчиковые игры с текстовым сопровождением; 4. Народные и подвижные игры с текстовым сопровождением; 5. Драматизация и инсценировки (разные виды театра - "би-ба-бо", пальчиковый театр, магнитный театр, настольный театр) 6. Волшебный мешочек 7. Игры-занятия с предметами и сюжетными картинками («Передай другому» - воспитатель просит передать ребенка картинку игрушку и т. д.: звукоподражательные игры; игры-потешки) 8. Рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывайте их вместе с детьми; рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям; разгадывание загадок; 9. Игры на развитие мелкой моторики рук 10. Игры на развитие речевого дыхания (подуй на капельки, снежинки) Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши, прищепки, игры с песком, игры с бумагой, с клубочками ниток и др.). В процессе этих игр я совершенствовала у малышей координацию движения рук, развивала мелкая моторика и глазомер. В своей работе использовала игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами. Для развития звуковой культуры речи подобрала игры: «Водичка» (развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С»), «Пузырь» (развитие речевого дыхания и звукового аппарата Ф-Ф-Ф!), «Эхо» (звуки «А», «У», тихо-громко, длительно), «Поспешили-насмешили» (развитие речевого слуха, побуждать произносить звуки по подражанию), «Дождик» (звукоподражание кап – кап – кап, произношение его отчётливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро), «Ослик» (правильное произношение звуков «И», «А» и звукосочетания «ИА»), «Собака» (аф – аф, фу – фу), «Лошадки» (отчётливое произношение звука «И») и т. д. Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы (звукоподражание). Игры на развитие грамматического строя речи: «Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др., помогли в игровой форме решить главную задачу по развитию грамматического строя речи – это обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования. Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах. В своей работе использовала игры на развитие речевого дыхания, так как в этом возрасте голосовой аппарат еще достаточно не окреп, а упражнения в игровой форме помогают обеспечивать правильное произношение звуков: «Мы по лесу пойдем…» («АУ!»), «Эхо», «Водичка» (звук «с»), «Пузырь» («т-с-с-с»), «Снежинки», «Ветерок» и др. Для обучения детей правильному произношению использовала артикуляционную гимнастику, эти специальные игры-упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, помогают отработку правильного произношения звуков, а в последствии слов, фраз. Сначала предлагала малышам простые артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Прятки», «Часики», «Трубочка», «Вкусное варенье», а затем постепенно водила более сложные упражнения «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка» и др. Играя с сюжетными дидактическими игрушками, я с детьми наделяли их человеческими качествами, укладывали спать, купали и т. д, что способствовало развитию связной речи и пополнения словаря («Купание куклы», «Маша обедает», «накроем стол для обеда», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Разработала картотеку артикуляционной гимнастики, перспективное планирование дидактических игр, упражнений, пальчиковых гимнастик, игр на развитие мелкой моторики по темам рабочей программы. Использовала для работы по развитию речи дидактические игры, разработанные для использования на компьютере «Назови одним словом», «Купание куклы «Кати», «Путешествие в сказку», «Фрукты», «Домашние животные», «Полевые цветы», «Профессия врача». Изготовила панно"Улица города", «Светофор» "Укрась елку", «Собери урожай», «Огород», «Дерево», с помощью этих панно закрепляла активный и пассивный словарь, умение строить предложения из 2 и более слов, в процессе игр с панно дети сами старались называть предметы, называть действия предметов, отвечать на вопросы в процессе игр. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью, малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?» применяли в речи существительные, прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия. Игры помогли развить у детей способность наблюдать, дети узнали разнообразные предметы, а также я познакомила детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению. Дидактические игры помогли мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт. Особое место дидактические игры занимали в летний оздоровительный период, когда было повторение и закрепление полученных детьми младшего дошкольного возраста знаний в ходе учебного года. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре. Я использовала такой прием, как рассматривание и рассказывание об игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети рассматривая свои игрушки, использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек совместно со взрослым, затем самостоятельно. А так как словарный запас невелик, то дети черпали для себя большое разнообразие новых слов, а так как большинство эпитетов употреблялось очень часто, то слова переходили со временем из пассивного в активный словарь ребенка. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию об игрушке. Проводила игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. Работа с родителями. Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа была построена таким образом, что родители являлись равноправными участниками развивающего процесса, на своем опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Но главным фактором общения с детьми является личное время каждого родителя и его нужно всегда находить для своего ребёнка. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы: - анкетирование, - размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, рекомендаций, папок-передвижек. - привлечение к совместному творческому труду, - родительские собрания, «Круглые столы», родительские собрания с элементами практикума, мини-лекции с включением блиц-опросов, родительские собрания в форме практикума и др. Для этого мною были разработаны консультации «Влияние народного фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста», «Игры и пособия для развития детей младшего дошкольного возраста», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 2-3лет», «Дидактическая игра и развитие речи детей», памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей», «Играют дети – играем вместе». В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры, в игры на развитию мелкой моторики, элементарные упражнения артикуляционной гимнастики, что помогает в развитии речи детей. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо. Предметно-развивающая среда регулярно пополняла и обогащала согласно с возрастными особенностями детей. Для развития речи подобраны: Сюжетные картинки: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето", "Времена года", "Кто что делает", "Я сам", "Мы такие разные", "Кто во что одет", "Дедка за репку", "В песочнице", "Друзья", "Чудо-паровозик", "Так нельзя", "Награждаемся", "Не дает коляску", "Делаем машину", "Едем в гости", "Дед Мороз", "Зима, зима", "У аквариума". Серия «Мир в картинках»: «Насекомые», «Фрукты», «Цветы» (садовые, полевые), "Овощи", "Овощи и фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Бабочки", "Грибы", "Птицы" (перелетные, прилетные, зимующие), "Ягоды", "Аквариумные рыбки", "Домашние птицы", "Дикие животные", "Домашние животные", "Кустарники", "Детеныши домашних животных", «Транспорт», «Игрушки», «Одежда», "Инструменты", "Мебель", "Обувь", "Русские народные сказки", «Посуда», «Водный транспорт», "Домашние помощники", "Хлебные изделия", "Еда", "Военная техника" Расскажите сказку по картинкам: "Маша и медведь", "Заюшкина избушка", "Репка", "Лиса, заяц, петух", "Три медведя", "Козлятки и волк". Дидактические игры: домино "Транспорт", "Чей малыш", "Кто у кого", "Большой - маленький", "Картинки - половинки", "Геометрическая мозаика" (на магнитах), "Мозаика"(мелкая, крупная), "Шнуровки", "Разложи по цвету" (пробки), "Покорми поросенка", " Разноцветные бусы", "Матрешки", "Пирамидки", "Прищепочки", "Кубики" (игрушки), "Спрячь мышку в домик", лото: " Птицы", " Кто где живет", "Игрушки"; "Найди пару", "Вкладыши", "Цветные колпачки", "Матрешки", "Собери бусы", "Разноцветные колпачки", "Цветочная полянка", "Огромные бусины", "Цветной коврик" (напольный), "Большой, средний, маленький", "Сложи кубики" (из 4 частей) "Сложи картинку" (из 2-х частей), "Собери пирамидку", "Собери матрешку", "Угадай на чем играю", "Найди такой же", "Найди такую же фигуру", "Собери яйцо" (из 2-х частей),"В саду, в огороде", "Когда это бывает", "Чудесный мешочек"(овощи и фрукты), "Пуговицы", "Геометрическое лото", "Кому что нужно для работы", "Времена года", "Кто у кого", "Цвет, размер, форма", "Одень куклу", "Сложи узор" (пробки), "Аквариум", "Складные кубики", пазлы "Игрушки", "Составь из частей целое", на магнитах: «Домашние животные», «Транспорт», «Огород». Литература 1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). - СПб.: "Паритет", 2005. - 160с. - (Серия "рождаюсь. Расту, Развиваюсь"). 2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. 3. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи, художественная литература, изобр. деят. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. 4. Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. 5. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112с.: цв. вкл. 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 128 с. 6. Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» : Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – с.224 (Ранний возраст). 7. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «ВоспитательДОУ») 8. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с. (Ранний возраст) 9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. 10. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.В. Галанова, Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия «Игра, обучение, развитие, развлечение») 11. Интернет ресурсы Примерный перечень игр на развитие речи в первой младшей группе Игры с предметами «Кукла Катя проснулась» Задачи: закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнёру по игре) «Кукла обедает» Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. «Новая кукла» Задачи: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать доброжелательное отношение к новеньким. «Устроим кукле комнату» Задачи: упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, рассказывать об их назначении, употреблять в речи глагол лежать в повелительном наклонении (ляг, присядь). «Кошкин дом» Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под. «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» Помочь детям запомнить последовательность раздевания; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). «Купание куклы Кати» Задачи: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода. «Что изменилось?» Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. «Чудесный мешочек» Задачи: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Закрепить названия овощей, их цвета. «Узнай и назови овощи» Задачи: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; активизировать в речи детей слово много. «Узнай игрушку» Задачи: уточнение и активизация словаря по теме. «Подбери посуду для куклы» Задачи: закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание речь. «Узнай на вкус» Задачи: упражнять детей в определение вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку. «Что за форма?» (Упражнения и игры с кубиками и кирпичиками) Задачи: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик). «Вверх – вниз» Задачи: помочь детям понять значение слов вверх, вниз, научить отчётливо произносить их. «Выше – ниже, дальше – ближе» Задачи: упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. «Высоко – низко» Задачи: формировать у детей пространственные представления (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова. «Далеко – близко» Задачи: учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова. «Чего не стало?» Задачи: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. «Найди предмет по описанию» Задачи: воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. «Угадай, на чём играю» Задачи: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
«Телефон» Задачи: формировать умения кратко, но понятно описывать ситуации, явления, события. Расширение словарного запаса. Развитие умения согласовывать слова в одном предложении по падежу и времени. Развитие правильного произношения слов. Настольно-печатные «Времена года» Задачи: закрепить понятие об явлениях природы в разные времена года, активизация словаря по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето») «Осенние листья» (лото) Задачи: расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. «Кто во что одет?» Задачи: учить сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме «Одежда». «Что в корзинке?» Задачи: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. «Соберём фрукты в саду» Задачи: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определённом порядке. «Парные картинки» Задачи: упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. «Разрезные картинки» Задачи: формировать целостное восприятие предмета. Научить составлять целое из трёх и четырёх частей, активизировать речь в ходе работы и после её выполнения. Лото «Транспорт» Задачи: закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. Лото «Птицы» Задачи: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей. «Чья мама? Чей малыш?» Задачи: учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей. «Кто что ест?» Задачи: уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Словесные игры «Кто как кричит?» Задачи: научить ребёнка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. «Какой?» Задачи: учить детей различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный «Что я сделала?» Задачи: учить правильно называть действия. «Лисьи прятки», «Где бабочка», «Что на елке, под елкой» Задачи: упражнять в употреблении предлогов. «Ладушки» Задачи: учить слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы. «Про сороку» Задачи: учить слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чём в ней говорится. «Коза рогатая» Задачи: учить их слушать стишок до конца, понимать его. «Кто позвал?» Задачи: учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. «Выполни задание» Задачи: развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения «У кого такой предмет?» Задачи: развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. «Поспешили-насмешили» Задачи: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. «Дождик» Задачи: учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап – кап – кап, а также произносить его отчётливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро. «Ослик» Задачи: учить правильно произносить звуки «И», «А» и звукосочетания «ИА». «Собака» (аф – аф, фу – фу). «Скажи «а»» Задачи: учить отчётливо произносить звук «А». «Лошадки» Задачи: учить отчётливо произносить звук «И». «Паровоз» Задачи: добиваться отчётливого и длительного произнесения звука «У». «Сова» Задачи: упражнять в отчётливом произнесении звука «Х»: изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах. «Позови цыплёнка» Задачи: учить правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах. «Водичка» Задачи: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С». «Пузырь» Задачи: развитие речевого дыхания и звукового аппарата Ф-Ф-Ф!. «Эхо» Задачи: учить произносить звуки «А», «У», тихо-громко, длительно. 27 ноября 2024 в 09:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.